× Всякое разное

"Откуда ноги растут"

Больше
8 года 1 мес. назад #5351 от а_сер
а_сер создал эту тему: "Откуда ноги растут"
Начнем с Кощея Бессмертного.

Что нужно знать о Кощее Бессмертном?
Кощей – главный злодей русских сказок. Хотя бы поэтому мы должны опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.

Тайна имени
Самая распространенная версия происхождения имени «Кощей» — от слова «кость» и означающая худосочного человека — сегодня не в моде среди лингвистов. Современные исследователи русского фольклора находят однокоренные слова в нижнелужицком «ko?tlar» (заклинатель) и в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее).

Кто такой Кощей?
Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – несколько отмороженного волхва с прокачанными магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что никакой он не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

Преступления Кощея
В русских сказках Кощей предстает мощным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» легко расправляется с целым царством, превратив его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном.

Неуспешный дамский угодник
Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

Кощей Галантный

Правда, был единственный случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле.

Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер.

Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела меняет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

Как убить Кощея
В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.

Христианская трактовка Кощея
Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка - человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.

Трусы… поверх штанов… одень! Стань суперменом хоть на день!

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Valter, sable70, Kermit, тауТигр

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 года 1 мес. назад #5353 от а_сер
а_сер ответил в теме "Откуда ноги растут"
Баба-Яга


У восточных славян
В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса, в избушке на курьих ножках (или подпёртой блинами), окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). В сказке «Иван-царевич и Марья Моревна» живёт Яга Ягишна (баба Яга, костяная нога) «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой», где владеет табуном славных кобылиц. Яга — мать трёх демонических дочерей (иногда — царевны, чудесной невесты героя), змея, которого убивает герой сказки.

Владимир Даль дополняет: «она простоволоса и в одной рубахе, без опояски: то и другое — верх бесчиния».

Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры.

Двойственная природа Бабы-яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так, во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но, либо, накормив-напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

У южных славян
В бывших славянских землях Каринтии в Австрии «Баба-яга Пехтра» является обрядовым ритуальным персонажем при обходе домов в Крещенский вечер и перед Пепельной средой (на Масленицу). Во время обхода иногда в группе кто-то приделывал деревянную ногу и ходил прихрамывая — в старых описаниях Пехтра имела большую «гусиную» ногу.

У словенцев Помурья во время встречи весны в Юрьев день, когда водили «Зелёного Юрия» или «Весника», зиму называли Бабой Ягой:

Оригинал
Zelenega Jurja vodimo,
Maslo in jajca prosimo,
Ježi-babo zganjamo,
Mladoletje trošimo![17]


Перевод
Зелёного Юрия водим,
Масло и яйца просим,
Бабу Ягу прогоняем,
Весну рассыпаем!

В Сербии, Черногории и Хорватии зовётся Бабой Рогой (то есть Рогатой бабой) и ею пугают маленьких детей, когда те капризничают и не хотят ложиться спать.

В Черногории (в г. Рисан) в обряде ряженья на Масленицу один из участников одевается Бабой Ругой («дедовской бабой») и носит на руках «ребёнка» (куклу). Образ символизирует предков и, считается, что обеспечивает плодородие на предстоящий год.

Внешний вид
Баба-яга обычно изображается в виде большой горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом («лежала из угла в угол Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке висят»). По мнению белорусских этнографов, здесь Баба-Яга предстает в облике покойника в гробу-домовине, и именно этим объясняется, «нос в потолок врос».

На лубочной картинке она одета в зелёное платье, сиреневую кичку, лапти и брюки. На другой картине Баба-яга одета в красную юбку и сапоги. В сказках нет акцента на одежды Бабы-яги.

Мифология
М. Забылин считал её «адской богиней»:

Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом, пролитием крови.

В современном представлении Баба-яга — хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти. По этой версии, Баба-яга — это проводник (душ умерших) в потусторонний мир и одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых.

Женский образ Бабы-яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-яга — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках.

Внешний облик (костяная нога, железные зубы, длинные седые волосы, отвислые груди, способность чуять запах чужого и т. п.) указывает на связь с демоническими персонажами иного мира, мертвецами (избушка как домовина-гроб); атрибуты, занятия и сверхъестественные способности — ступа и пест, печь (где она изжаривает похищеных), прядение, полёты по воздуху в ступе, на помеле — также относятся к женским мифологическим персонажам, ведьмам.

Образ Бабы-яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста».

Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. «Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с Ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. …Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она „пирогом подпёрта“, „блином крыта“, что в детских сказках Запада соответствует „пряничному домику“. Этот домик уже своим видом иногда выдаёт себя за дом еды».

Учёные связывают с Бабой-ягой ряд схожих персонажей других народов. Согласно указателю типичных сюжетов сказок, сюжет, схожий со сказками о Бабе-Яге очень распространён в мире. По общепринятой классификации Аарне-Томпсона — это «Мачеха и падчерица», по которому кроме Бабы-Яги аналогичным персонажем в сказках выступают: русский Морозко, немецкая Фрау Холле (Госпожа Метелица), которая тоже является «матерью ветров», шведская «Лесная хозяйка», и другие духи мертвых предков. Специалисты считают, что в этом отразился древний обряд возрастной инициации юношей и девушек. В нём инсценировалась символическая смерть (например прохождение через огонь, «печь Бабы-Яги»), а после обряда испытуемый считался рождённым в новом качестве. В сказке подобное испытание прошла падчерица, а родная дочь мачехи погибла. Другой сюжет, очень популярный во всём мире — про маленького мальчика, победившего людоеда. Самой известной сказкой является «Мальчик-с-пальчик» Шарля Перро. Этот сюжет тоже связывают с обрядом посвящения юношей в мужчины. В сборнике Афанасьева точный аналог сюжета — это сказка «Баба яга и Заморышек», см. также «Лихо», и миф о циклопе Полифеме и Одиссее. Таким образом, сказочные Яга, фрау Холле, Морозко, людоеды, и другие старики и старухи — все происходят от персонажей, охраняющих вход в мир мертвых. С этим же связывается избушка Бабы-Яги и пещера госпожи Метелицы, которые многие учёные считают древними местами захоронений.

Восточнославянским мужским аналогом Бабы-Яги представлен Кощей Бессмертный. Его имя связано со словом «кость», и несёт идею циклически умирающего и воскресающего божества. Если в сказке уже фигурирует Кощей, то Баба-Яга предстает его матерью или тёткой.

Ю. С. Степанов проводит параллели с персонажами других народов по ряду признаков. Отмечает персонажей, чьё имя, как и у Яги, имеет похожий корень -ie, это: др.-инд. Яма (владыка царства мёртвых), лат. Янус (бог входов и выходов), греч. Иасо́ (богиня исцеления) и Ясон (букв. «целитель»). У Януса есть жена Iana, являющиеся его женской ипостасью, иногда встречается вариант «Диана».

Анализируется принадлежность персонажей сразу «двум мирам»: двуликий Янус является богом перехода между двух противоположных миров, также и поворачивающаяся избушка Бабы-Яги является переходом между обычным миром и волшебным, кроме этого имеет переход в мир смерти — в печь. У Януса имеется сюжет ловли детей, который в лице своей пары (Диана или Карды) то охраняет их от вампиров, то наоборот допускает их к ним, спящим в доме. Так же и Баба-Яга, — то сажает детей на лопату, чтобы сунуть в печь, то отпускает их, сама садясь на лопату[30].

Анализируется наличие костяной ноги. Костяная нога — атрибут др.-инд. Ямы[30]. Отмечается родство с греч. эмпусами (суккубами-вампирами, оборачивающихся в собак-сук или девушек, и являющихся спутницами и дочерьми Гекаты; которая, держалась кладбищ и перекрёстков, как и женская пара Януса — Диана). У эмпусов была одна нога ослиная, другая бронзовая, сама Геката тоже носила бронзовые сандали. У Бабы-Яги в разных сказках нога может быть костяной или металлической, или разные — «одна нога говённа, другая назёмна».

Родство с германскими фрау Холле (или Гольдой, владычицей царства мёртвых) и Бертой (или Перхтой, связанной с плодородием земли и прядением) подчёркивает также наличие у обоих уродливой ноги, а у Берты наличие железного носа (перемещение атрибута в образе персонажа). При этом, существует третий германский аналог этих персонажей — Штампа, чьё имя переводится как «толочь, мять» и «тяжело ступать, топать ногами», и связано со словами «ступа» и «ступать». В этом видится связь с Бабой-Ягой, которая без ступы, — её неприменимого атрибута, плохо ходит[35] или не ходит вообще. Также Степанов, опираясь на работу А. А. Королёва, предполагает связь Берты-Перхты — добрых ипостасей Бабы-Яги — с кельтской Бригитой.

Другими аналогами Бабы-Яги в современном фольклоре являются литовская богиня Рагана, и баскская богиня Мари — хозяйка горы Амботоruen.

Связываются также греческая Калипсо, старуха Лоухи карельского эпоса Калевала и персонажи других мифологий.

Избушка на курьих ножках
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги (ср. современное украинское «домовина» — гроб). Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях всё же приходили просить помощи. Так, Баба-яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-яга у некоторых славянских племён — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых.

Образ Бабы-яги видится принадлежащим сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. По мнению А. Л. Барковой,

Избушка “на курьих ножках” изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название “курьи ножки” скорее всего произошло от “курных”, т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили “избу смерти” - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI – IX вв.). Баба-яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».

Локализация избушки на курьих ножках связана с двумя волшебными реками, либо огненной (ср. джаханнам, над которым также протянут мост), либо с молочной (с кисельными берегами — ср. характеристику Земли Обетованной: молочные реки Чис. 14:8 или мусульманского Джаннат).

Существенным атрибутом жилища Бабы-яги является тын, на кольях которого насажены лошадиные черепа, используемые в качестве светильников[43]. В сказке про Василису черепа уже человеческие, но именно они являются источником огня для главной героини и её оружием, которым она сожгла дом своей мачехи.

Волшебными помощниками Бабы-яги выступают гуси-лебеди в одноимённой сказке, «три пары рук» и три всадника — белый, красный и чёрный (соответственно день, заря и ночь).

Фу-фу, русским духом пахнет :)

Трусы… поверх штанов… одень! Стань суперменом хоть на день!

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Valter, sable70, colorist, Kermit

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 года 1 мес. назад - 8 года 1 мес. назад #5354 от а_сер
а_сер ответил в теме "Откуда ноги растут"
...Кто мама и папа Снегурочки?
На самом деле изначально Снегурочка была не внучкой, а… дочкой Деда Мороза. «В русском народном обряде не зафиксирован образ Снегурочки (в отличие, кстати, от Деда Мороза). Однако в фольклоре он присутствовал: была народная сказка о сделанной из снега и ожившей девочке, - говорит Елена Душечкина, доктор филологических наук, автор исследования «Русская ёлка. История, мифология, литература». - Эта снежная девочка летом либо теряется в лесу, либо тает, прыгая через костёр. Сюжет о ней был проанализирован собирателем фольклора А. Н. Афанасьевым, и под его влиянием в 1873 г. драматург Островский написал пьесу-сказку «Снегурочка» - там главная героиня является дочерью Мороза и Весны-Красны. Затем Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела успех у публики. В конце ХIХ - начале ХХ в. педагоги начали разрабатывать сценарии праздника новогодней ёлки. В него попала и Снегурочка. О ней писали стихи, девочки в её костюме участвовали в празднике, на ёлку вешались куклы».
Но в роли ведущей праздника Снегурочка стала выступать лишь после 1935 г.: в сценариях она стала помощницей Деда Мороза и его посредницей в общении с детьми. А из-за разницы в возрасте её сделали внучкой главного новогоднего героя.

v2
Жена Деда Мороза - Зима. У них родились 3 сына. Декабрь, январь и февраль. Была девушка, звали Вьюгой, вот она то и встречалась с Тремя сыновьями Деда Мороза и Зимы. После чего родила девочку, назвали Снегурочкой. Науке неизвестно от кого из троих родила Вьюга. Но можно предположить, что отцом Снегурочки является Декабрь, ибо Снегурочка с Дедом Морозом приезжают в декабре.

Трусы… поверх штанов… одень! Стань суперменом хоть на день!
Последнее редактирование: 8 года 1 мес. назад от а_сер.
Спасибо сказали: sable70, Kermit

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 года 1 мес. назад - 8 года 1 мес. назад #5355 от а_сер
а_сер ответил в теме "Откуда ноги растут"
Дед Мороз
1. А Вы можете поверить в то, что наш всеми любимый Дедушка Мороз изначально был страшный и недобрый, он собирал жертвоприношения и уносил непослушных детей в мешке. Жутковато звучит, согласитесь! Но постепенно Дед Мороз существенно подобрел и вместо жертвоприношений стал дарить подарки. Именно в период коммунистического существования СССР образ Деда Мороза как советский противовес Санта Клаусу оформился окончательно, и именно в этот период у него появилась спутница – внучка Снегурочка.

2. Забавный факт, ведь не у всех народов талисман Нового года — Дед Мороз предстает в образе видного благообразного старца. У Финнов, например, традиционный новогодний праздник по традиции олицетворяет — козел. Поэтому и смешное прозвище у финского зимнего волшебника Йоулупукки, дословно означает «рождественский козел». У финского Йоулупукки нет внучки, зато есть законная жена, с которой он и проживает в пещере где-то в районе Полярного круга. Интересно как зовут жену….

3. Сколько же лет дедушке? По разным оценкам нашему Деду Морозу уже более двух тысяч лет. За прошедшие 2 000 лет Дедушка Мороз существовал в совершенно разных образах. Первоначально он был в облике языческого бога Зимника: старца небольшого роста, с седыми волосами и длинной белой бородой, причем с непокрытой головой, в зимней белой одежде и с характерной железной булавой в руках. А в IV веке образ Деда Мороза напоминал образ святого Николая-Чудотворца, который жил в Малой Азии в городе Патары.

4. Интересно, но на Кипре Деда Мороза, называют Василием. Хм… может это наши туристы постарались?))

5. Белый олень из упряжки по кличке Лешка – это любимец Дедушки Мороза и живёт он у него в усадьбе.

6. Мало кто знает, что у дедушки Мороза есть не только внучка(или может дочка?), но и прекрасная Жена – Зима. Также ему служат Мароссы, или их еще ранее называли Трескуны. Всю зиму Дед Мороз ходит по суровым лесам и полям, громко стуча своим посохом и призывая морозы, которые покрывают льдом все вокруг. И если в печке в избе вдруг трескало бревно, то раньше говорили что это дело рук Мороза.

7. Самые маленькие жители верят, что дедушка Мороз родился именно 18 ноября, в день, когда Зима полноценно вступает в свои права. Сколько свечек на праздничном торте Деда Мороза? Наверное, много. Скорее всего, столько, что торт понадобится огромный. Да и задуть их будет ох как нелегко! Так что на этой неделе отмечаем день рождения Мороза)

8. Наш Дед Мороз намного более консервативен, чем их Санта-Клаус. Он предпочитает надеть длинную красную шубу, красиво расшитую серебром, белые штаны, шапку, отороченную лебяжьим пухом и украшенные узором красивые варежки. А вот его соперник, Санта-Клаус – красную куртку, штаны и колпачок с белым помпоном, на носу у дедушки красуются очки, а иногда во рту даже курительная трубка.

9. А Дед Мороз оказывается модник, у него, представьте себе, есть отдельная комната в тереме, которая отведена под гардеробную. Там хранятся наряды Деда Мороза на все случаи жизни: зимние шубы, даже есть летние кафтаны и, конечно же, спортивный лыжный костюм.

10. С трудом верится, но в ХХ веке Дедушка Мороз чуть было не исчез насовсем! После революции посчитали, что праздновать Рождество и Новый год – вредно для народа! Однако в 1935 году опалу на Новый год наконец-то сняли, и вскоре Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник Новогодней елки. Сейчас даже трудно представить, что почти 20 лет Новый год был под запретом!

Трусы… поверх штанов… одень! Стань суперменом хоть на день!
Последнее редактирование: 8 года 1 мес. назад от а_сер.
Спасибо сказали: Valter, sable70, роман23-78, Kermit

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 года 1 мес. назад #5357 от а_сер
а_сер ответил в теме "Откуда ноги растут"
Мальчик-с-пальчик
Популярный сказочный сюжет о приключениях маленького мальчика величиной с мизинец.

Впервые в сказочной литературе использован Шарлем Перро. Известен также в иных, народных, вариантах. В сборнике братьев Гримм имеет номер 37, в сборнике А. Н. Афанасьева стоит под номером 300. По системе классификации сказочных сюжетов Aарне-Томпсона, имеет номер 700. Исходный вариант Перро, как считается, навеян автору суровыми климатическими и социальными реалиями Франции XVII века.

В славянской мифологии чешский домовой Křet изображался в виде маленьких бронзовых статуэток, величиной с палец, отчего и назывался Paleček (мальчик с пальчик).

Мальчик-с-пальчик впервые появляется в английском стихотворении XVI века «Tumbe his life and death», также получает развитие в сказке Перро. В 1621 году в Лондоне была издана 40-страничная брошюра The History of Tom Thumbe, как считается, за авторством Ричарда Джонсона, ставшая первой напечатанной английской сказкой.[2]

Эти сюжеты отличаются от распространённых европейских народных вариантов. Текст из сборника Афанасьева, близкий сюжету сказки братьев Гримм и интересный описанием деталей русского крестьянского быта, в свою очередь стал источником для одноименной сказки А. Н. Толстого. Г. П. Данилевским («Коротышка») обработана украинская народная сказка. Украинский и белорусский варианты отличаются социальной остротой (маленький мальчик — Горошек, Воловье ушко — потешается над царём, барином, попом и вредит им), башкирский и татарский вариант осложнён подробностями. Имеются также японская, турецкая и индийская версии сказки.

Европейская народная версия
Бездетная супружеская чета желает мальчика, будь он хотя бы один дюйм ростом. В сказке братьев Гримм женщина через семь месяцев рождает крошечного сына, в русском варианте — она случайно отрубает себе при рубке капусты палец, который превращается в смышлёного ребёнка.

Однажды Мальчик-с-пальчик сидел в ухе лошади и подавал ей команды. Шедшие мимо прохожие (или барин), увидев это, предлагают отцу отдать им крошку за деньги, что отец и делает. Вскоре Мальчик-с-пальчик убегает. По пути ему встречаются воры, к которым он набивается в приятели и предлагает отпирать ворота, пролезая в щель. Когда воры его оставляют, крошку вместе с коровьей требухой проглатывает волк. Мальчик-с-пальчик заставляет волка прийти к дому отца, который убивает хищника.

Версия Шарля Перро
В стране царят нищета и голод. Лесорубу и его жене нечем больше кормить своих семерых сыновей. Одним вечером, пока дети спят, родители решают завести их в лес и оставить там. Один из мальчиков, прозванный за свой малый рост Мальчик-с-пальчик, подслушивает разговор и предусмотрительно запасается белыми камешками, чтобы бросать их на дорогу, а потом по ним найти обратный путь домой. На следующий день отец приводит в исполнение свой зловещий план. Но Мальчик-с-пальчик и его братья благодаря камешкам возвращаются домой. Родители этому очень обрадовались, так как за время отсутствия детей деревенский голова отдал наконец лесорубам деньги, которые был им должен. Но это счастье оказалось кратковременным.

Когда вновь приходит нужда, родители снова решают оставить детей в лесу, но перед этим запирают Мальчика-с-пальчика, чтобы тот не смог набрать камней, поэтому вернуться братья уже не могут. Блуждая по лесу, они находят хижину и пытаются найти в ней приют. Открывшая дверь женщина пытается убедить их уйти, так как её муж — людоед, который ест детей. Но семь братьев, больше страшась лесных волков, входят в дом. Вечером приходит людоед, его жена прячет мальчиков, но тот их находит. Жена убеждает супруга отложить свой страшный пир на завтрашний день.

Опасаясь, что людоед нападёт на них ночью, Мальчик-с-пальчик, пока его братья спят, обменивает их шапочки на золотые венцы семи дочерей людоеда. Людоед входит в спальню, и полагая, что в шапочках спят мальчики, убивает своих дочерей. Малыши тем временем убегают, а взбешённый людоед бросается в погоню за ними в своих семимильных сапогах-скороходах. Утомившись, он отдыхает на камне, за которым скрылись дети. Мальчик-с-пальчик убеждает братьев возвратиться в родительский дом, а сам обувает сапоги-скороходы и бежит к хижине людоеда. Жене людоеда он рассказывает, что разбойники взяли её мужа в плен, требуя выкуп, и что её муж поручил ему сходить за деньгами, а в подтверждение поручения и для скорого перемещения дал свои сапоги.

В итоге Мальчик-с-пальчик с большим богатством возвращается к родителям, которые принимают своих детей с радостью и облегчением.

Подоплёка
Версия Шарля Перро появляется в контексте большого голода, бывшего в правление Людовика XIV и высвечивает неустойчивость крестьянской жизни и положение детей, которыми первыми жертвовали в случае бедствий.

Между второй половиной XVII-го века и началом XVIII-го века, периода, в течение которого Шарль Перро публикует первое издание своей сказки (1697), Европу, и Францию в особенности, потрясали природные катаклизмы. Это был разгар Малого ледникового периода, с первым климатическим минимумом в 1650 году. Лето дождливо, крайне суровые (сибирские) зимы и локальный голод, отмеченный историками в 1660, 1661, 1662, 1675 годах. Зима 1693 года принесла всеобщий голод. Зимой 1705 года море замёрзло вдоль берегов, в 1715 году Сена была заморожена полностью. Почва промерзала на глубину 70 см. Все потеряно: урожаи, плоды, вино. Умирали даже дикие животные, и волки, редкий в истории Франции факт, начинают нападать на людей. Необходимо было делать закупки зерна за границей, но разорительные войны Людовика XIV исчерпали государственную казну.

Английская версия
Сюжет отчасти основан на английском стихотворении «Tumbe his life and death», возник под влиянием легенд о короле Артуре и рыцарских романов.

Однажды чародей Мерлин, приняв обличье нищего, остановился на ночлег у одного крестьянина, жена которого была бездетна. Мерлина позабавило сильное желание женщины иметь ребёнка, даже если тот будет ростом с большой палец её мужа, и чародей исполнил её желание. Когда у жены крестьянина родился крохотный сын, то сама королева фей влетела в окно, пожелав взглянуть на дитя. Она поцеловала новорожденного, нарекла его Томом и позвала эльфов, чтобы те смастерили для мальчика одёжки. Эльфы приодели Мальчика-с-пальчик как эльфийского ребёнка. Дальше повествуется о его приключениях, которые лежат в русле традиционного европейского народного сюжета. После своих странствий Мальчика-с-пальчика относят к королю Артуру и королеве Гвиневре для развлечения двора, где тот благодаря своим шуткам становится любимцем рыцарей Круглого стола. Мальчик-с-пальчик ездит на охоту вместе с королём, за столом сидит на стульчике напротив королевской тарелки, для него построили специальный дворец и карету, в которую запрягали шесть мышей. Так и провёл он свои дни в постоянной радости и веселье.

В японском языке Мальчика-с-пальчик называют Иссумбоси (一寸法師), сказка с его участием также авантюрна, но имеет местный колорит, с участием чертей.

Трусы… поверх штанов… одень! Стань суперменом хоть на день!
Спасибо сказали: Valter, sable70, colorist, Kermit

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
7 года 10 мес. назад - 7 года 10 мес. назад #5904 от а_сер
а_сер ответил в теме "Откуда ноги растут"
В чем причина вражды между кошками и собаками?
Их вражда не такая уж бессмысленная, и у неё есть свои исторические предпосылки.
18,5 миллионов лет назад кошки появились на территории Азии и Америки и начали соперничать с собаками в поисках пропитания. Учёные изучили более 2000 окаменелостей и выяснили, что такая конкуренция привела к вымиранию примерно 40 видов диких собак. Коты оказались более искусными охотниками и за счёт этого заметно сократили популяцию псовых.

Коты гуляют сами по себе, а собаки нет
Итак, все мы знаем, что собаки более преданные создания, а коты гуляют сами по себе и воспринимают человека больше как грелку и повара.
Мало того, собаки сильно страдают в одиночестве. Некоторые из них большую часть времени, когда нас нет дома, жалобно скулят и сидят под дверью. А вот коты достаточно спокойно переносят разлуку с хозяевами. И даже если царапают обои или раскидывают наполнитель для туалета, то делают это только от скуки или грусти, но не потому, что скучают по нам.
Учёные объясняют этот феномен тем, что мы для псов ассоциируемся с безопасностью и надёжностью, а для котов — нет, поэтому последние более независимы.

«Странная ситуация» и 20 кошек
[/i]
В Университете Линкольна было проведено интересное исследование. Учёные выбрали 20 кошек и провели на них известный тест «Странная ситуация», разработанный психологом Мэри Эйнсворт в 1970-х годах. Эйнсворт исследовала реакцию младенцев, которых на время отрывали от мамы и оставляли в полном одиночестве. В результате экспериментов было выявлено несколько типов привязанности.
В эксперименте с кошками учёные обращали внимание на три аспекта: переживает ли питомец из-за отсутствия хозяина, пытается ли найти его и активно ли ведёт себя.
И вот тут между собаками и кошками нашлось кардинальное отличие. Псы демонстрируют надёжный тип привязанности: им спокойно рядом с хозяином, но когда он уходит, они начинают тревожиться.
Коты же нормально переносят разлуку и к своему хозяину проявляют ненамного больше тепла, чем к незнакомому человеку. Но есть и исключения, когда кошка беззаветно любит человека, заметно выделяя его среди других.

Так что нам придётся смириться: для собак мы и есть целый мир, а вот для котов есть вещи и поинтереснее.

Трусы… поверх штанов… одень! Стань суперменом хоть на день!
Последнее редактирование: 7 года 10 мес. назад от а_сер.
Спасибо сказали: Valter, sable70, colorist, Kermit, тауТигр, EC-1022

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
7 года 10 мес. назад - 7 года 10 мес. назад #5973 от а_сер
а_сер ответил в теме "Откуда ноги растут"
Не совсем по теме но:
Был такой товарищ Яро Хесс.
Так вот, в 1930 он составил интересную карту:

подробнее с картой ознакомиться можно тут
На ней изображены более пятидесяти классических персонажей сказок.

К слову, на этом ресурсе вообще много интересных карт.
Карта США 1833 в форме орла


Или, карта для сравнения высоты гор 1851

Трусы… поверх штанов… одень! Стань суперменом хоть на день!

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Последнее редактирование: 7 года 10 мес. назад от а_сер.
Спасибо сказали: Valter, colorist, Kermit, тауТигр, EC-1022

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
7 года 10 мес. назад #5975 от а_сер
а_сер ответил в теме "Откуда ноги растут"
О реальных "робинзонах"

Крушение «Эссекса»
В 1820 году китобойное судно «Эссекс», бороздившее просторы южной части Тихого океана, атаковал кашалот. Судно получило пробоину и корабль затонул.

Команда из 20 человек успела перебраться в шлюпки, прихватив с собой запасы продовольствия и пресной воды на два дня. Спасенную провизию растянули на пару недель. После того, как закончилась пресная вода, моряки полоскали рот морской водой и пили собственную мочу. Когда команда находилась уже на грани смерти от жажды, на горизонте показался необитаемый остров.

Исчерпав за неделю почти все ресурсы острова, члены экипажа «Эссекса» решают возобновить плавание в поисках нового острова. Но взятых с собой запасов еды оказывается слишком мало на столь длительное путешествие и один за другим моряки начинают умирать. Ради того, чтобы выжить, оставшиеся члены экипажа решают есть тела своих умерших товарищей.

18 февраля 1821 года британское китобойное судно «Индиан» заметило первую лодку с тремя оставшимися моряками. 23 февраля китобойное судно «Дофин» спасло двоих моряков другой лодки; трое моряков, пожелавших остаться на острове, также были спасены. Три члена экипажа третьей лодки погибли в море.

Хосе Сальвадор Альваренга
В декабре 2012 года лодка рыбака Хосе Сальвадора Альваренга попала в сильный шторм. Хосе вместе с 15-летним сыном его друга унесло в открытый океан.

Радиосвязь и мотор на лодке вышли из строя, и все, что оставалось рыбакам, это пытаться выжить и надеяться, что их найдут. Питались они рыбой, морскими черепахами, их кровью и дождевой водой. Организм юноши не выдержал такого меню, и спустя 4 месяца он умер. Лодка Хосе еще долго дрейфовала в океане, пока не прибилась к берегу — судно вынесло к Маршалловым островам. Местные жители отвезли Хосе в столицу, откуда его отправили домой в Мексику. После возращения Хосе частично потерял память, и ряд вопросов, связанных с его выживанием, так и остается без ответа.

Арон Ралстон

В мае 2003 года во время прохождения каньона Блю Джон в национальном парке Каньонлэндс штата Юта Арону зажало под валуном руку. После того как закончились последние запасы еды и воды, Арон оказался перед выбором: жить или умереть. Выбраться из ловушки можно было только один путем — отрезав себе часть правой руки выше запястья. С травматическим шоком и риском сильной кровопотери альпинист блуждал по пустыне, пока не встретил туристов из Нидерландов.

Арон Ралстон стал прототипом главного героя фильма «127 часов» режиссера Дэнни Бойла.

Мексиканские рыбаки
Иисус Видана Лопес, Сальвадор Ордоньес и Лусио Рендон почти 10 месяцев дрейфовали в Тихом океане, прежде чем их нашли. Выживали они, питаясь сырой рыбой и птицами и утоляя жажду соленой и дождевой водой. Их лодка была обнаружена в районе Маршалловых островов японским рыбацким судном.

Харрисон Окене
В 30 километрах от побережья Нигерии в мае 2013 года затонул буксир. Погибли все члены экипажа, кроме судового повара. Харрисону посчастливилось родиться в рубашке: ему удалось найти каюту, в которой образовался воздушный карман. В нем, на глубине 30 метров, он провел 62 часа. Кока нашли водолазы, которых направили для поисков и подъема тел членов экипажа.

Эд Стаффорд

Британский исследователь и бывший капитан британской армии стал первым в мире человеком, который пешком прошел вдоль всей реки Амазонки.

Благополучное окончание пешей экспедиции продолжительностью 859 дней вдохновило его на новый эксперимент — добровольно стать жителем необитаемого острова. Без инструментов, вещей и одежды 60 дней он пытался выжить на острове архипелага Фиджи. Жизнь на острове он сам документировал на камеру. То, как ему удалось продержаться на острове и какие навыки выживание он использовал, можно увидеть в фильме канала Discovery «Голое выживание».

Мауро Проспери
Во время проходящего через Сахару «Марафона в песках» в 1994 году итальянский полицейский Мауро Проспери сбился с дороги и заблудился в пустыне.

Когда у него закончилась вода, он решил покончить жизнь самоубийством, перерезав себе вены. Но из-за недостатка воды в организме кровь была слишком густой и быстро свернулась. Видимо, сочтя это за знак, Мауро нашел в себе силы продолжить путь. Через 5 дней его нашла семья кочевников.

Чтобы выжить, марафонец пил мочу и кровь летучих мышей, которых он нашел в мусульманской святыне. В общей сложности Мауро провел в пустыне 9 дней.

За время своих скитаний он потерял 18 кг.

Норман Оллестад
19 февраля 1979 года во время снежной бури в Калифорнийских горах на высоте более двух километров разбился самолет. Единственным выжившим в авиакатастрофе стал 11-летний мальчик Норман. Несмотря на возраст и отсутствие подмоги, ему удалось спуститься с горы.

Спустя 30 лет Норман написал книгу «Без ума от бури», в которой рассказал подробно о событиях тех дней и как ему удалось выжить.

Рики Меги
В 2001 году австралийские фермеры нашли мужчину, который больше походил на скелет обтянутый кожей. Он не помнил толком, как оказался один на один с природой, а его воспоминания представляли собой бессвязные обрывки: вот он едет по малонаселенной местности на авто, а вот он лежит лицом вниз, присыпанный землей, а вокруг него носится стая динго.

Несколько дней он скитался в поисках людей, пока в конце концов не решил остановиться. Он построил шалаш, в котором жил следующие 3 месяца, питаясь кузнечиками, пиявками и лягушками.

Стивен Каллахан
Осенью 1981 года на построенной собственными силами лодке Стивен попал в сильный шторм. Разбушевавшаяся стихия лишила его лодки, и Стивен остался дрейфовать на спасательному плоту размером менее 2 метров. С затонувшей лодки он успел прихватить спальный мешок, аварийный комплект, аппарат для производства питьевой воды и руководство Дугала Робертсона по выживанию в море. Незапланированный «круиз» продолжался 76 дней, пока 20 апреля 1982 года плот не вынесло к острову Мари Галант, где Стивена обнаружили рыбаки.

Трусы… поверх штанов… одень! Стань суперменом хоть на день!
Спасибо сказали: Valter, colorist, Kermit, тауТигр, EC-1022

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
7 года 6 мес. назад #6701 от colorist
colorist ответил в теме "Откуда ноги растут"
Трактат "Дао дэ Цзын"

§3. Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если
не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа. Если
не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут вол-
новаться сердца народа. Поэтому управляя (страной) совершенномуд-
рый делает сердца (подданных) пустыми, а желудки – полными. (Его
управление) ослабляет его волю и укрепляет их кости. Оно постоянно
стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей,
а имеющие знания не смели бы действовать¿.
[63, с. 3]

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
7 года 6 мес. назад - 7 года 6 мес. назад #6707 от EC-1022
EC-1022 ответил в теме "Откуда ноги растут"
Сказка "Три медведя".

Маленькая девочка отправилась в лес и там заблудилась.
Набрела на избушку, поела кашу, покачалась на стульях и улеглась спать.
Когда вернулись хозяева - убежала.

Я думал Л. Н. Толстой пересказал русскую народную сказку.

Оказывается, первым эту историю рассказал (по мотивам шотландской сказки о трёх медведях и хитром лисе) и опубликовал английский поэт Роберт Саути (Robert Southey) в 1834 году.
Сказка была включена в книгу "Доктора" (The Doctors) и называлась "Три медведя" (The Three Bears).
В это время маленькому ЛьвуТолстому было всего 6 лет.
Сказка много раз пересказывалась в самой Англии и, может быть, изначально была английской народной.
Какую историю Лев Толстой слышал в детстве мы не знаем, но в его пересказе конец у сказки счастливый:
"Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее."

В оригинале главная героиня не маленькая девочка, а старушка (a little old Woman).
И конец у сказки не такой, как мы привыкли:
"Out the little old Woman jumped; and whether she broke her neck in the fall, or ran into the wood and was lost them, or found her way out of the wood and was taken up by the constable and sent to the House of Correction for a vagrant as she was, I can not tell. But the Three Bears never saw any thing more of her."
...
Примерно:
Старушка выпрыгнула из окна, и то ли она сломала себе шею при падении, то ли убежала в лес и там заблудилась, то ли благополучно выбралась из лесу, но была схвачена констеблем и посажена в тюрьму как бродяжка, я не могу сказать. Но три медведя больше никогда ее не видели.

Последнее редактирование: 7 года 6 мес. назад от EC-1022. Причина: Fixed syntax errors.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.165 секунд